Новости автокредитования

Автокредит, машина в кредит : новости

Авторынок России вышел из кризиса

Докризисный уровень продаж в 2,9 миллиона машин будет достигнут в РФ по итогам 2012 года, но это никого не вдохновляет: от надежд на взрывной рост рынка в ближайшие несколько лет придется отказаться, подготовившись к долгой войне за покупателя.

По прогнозу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2012 году россияне купят около 2,9 миллиона машин, что сравнимо с результатом самого успешного 2008 года, когда продажи достигли 2,93 миллиона.

Однако эксперты не ждут быстрого роста в ближайшем будущем, а спрос характеризуют словами «слабый», «вялый» или «стабильный».

«В этом году не было явных драйверов рынка, что привело к более естественному его росту в пределах 10 процентов», - говорит управляющий директор российского офиса Hyundai Motor Денис Петрунин.

Вступление РФ в ВТО практически не повлияло на рынок из-за вовремя введенных правительством защитных мер, отмечают все опрошенные эксперты.

Россия снизила ввозные пошлины на импортные машины, одновременно начав собирать с импортеров «утилизационный сбор», размер которого компенсировал потерянную часть пошлины.

Это позволило «сохранить структуру предложения на рынке без значительного роста цен для импортных машин и по-прежнему закрытости рынка для импорта б/у авто», отмечает Петрунин.

Впрочем, подъем рынка в денежном выражении опережает количественный рост, свидетельствуют данные Ernst&Young. За десять месяцев этого года расходы граждан на авто увеличились на 25,9 процента до 1,93 триллиона рублей (около $62,3 миллиарда), что свидетельствует не только об увеличении цен, но и о подъеме продаж в среднем и премиальном сегментах.

Не кризис, а насыщение

Впрочем, спокойный спрос в 2012 году - признак стабильного, сбалансированного рынка, утешают эксперты.

«Это не кризис, это насыщение, - говорит Олег Дацкив, - ничего плохого не происходит: кредитные учреждения по прежнему выдают ссуды, платежеспособный спрос есть».

Автопроизводители переоценили свои возможности в 2012 году: они завезли слишком много машин, которые все равно нужно было продать, что спровоцировало ценовые войны и скидки на протяжении почти всего года, говорит Дацкив.

«На 2013 год не видно никаких новых драйверов рынка, кроме локальных производителей, которые будут наращивать производство и поддерживать продажи всеми возможными средствами, - говорит Петрунин, - а также спад рынка в Европе, что позволит производителям перебросить в Россию дополнительные объёмы для сбыта».

Уже насыщенный под конец 2012 года спрос вместе с избытком машин в наступающем году создаст проблемы производителям и продавцам, но зато это будет «рай для покупателя», считает Дацкив.

«Проще продавать авто со скидкой, чем останавливать конвейер, - говорит Дацкив, - у них (производителей) не будет другого выхода».

Большинство заводов иностранных производителей, которые строились в РФ с середины 2000-х годов, постепенно выходят на заявленную мощность, объясняет исполнительный директор аналитического агентства Автостат Сергей Удалов.

По состоянию на апрель 2012 года, мощностей автомобильных заводов было достаточно для выпуска 2,84 миллиона авто при производстве 1,7 миллиона штук по итогам 2011 года.

Рынок может вырасти более чем на 5 процентов, прогнозирует аналитик ИК Атон Михаил Пак. «Это будет подъем на фоне роста ликвидности финансовых учреждений, которые продолжат предлагать хорошие условия кредитования».

«Кредитные программы будут по-прежнему широко доступны», - согласен с ним Петрунин.

Стоимость займов возросла в 2012 году на 1,5—2 процента, а их доля в общем объеме продаж достигает докризисных 30—55 процентов в зависимости от модели и дилера, говорит Петрунин.

Если в 2012 году рост был обеспечен после кризисным оживлением спроса, то теперь он стабилизировался и вряд ли сильно вырастет, согласен Удалов со своими коллегами.

По его прогнозу, на следующий год можно ждать роста или падения рынка на 3—5 процентов, причем ситуация во многом будет зависеть от цены на нефть. В случае повышения нефтяных цен рост на авторынке будет незначительным, а снижение приведет к резкому падению объемов продаж из-за страха покупателей перед кризисом.

Эти же факторы будут действовать и в долгосрочной перспективе, считают эксперты, несмотря на оптимистичные заявления автопроизводителей, ждущих от авторынка РФ достижения отметки в 4 миллиона штук в год.

По прогнозу Дацкива, авторынок РФ в ближайшие 3—5 лет будет колебаться в пределах 2,7—3,5 миллиона машин, в случае крайне неблагоприятных условий может опуститься до 2,5 миллиона.

Рынок будет несколько лет держаться на отметке 3 миллиона машин, плюс-минус 200.000 в зависимости от глобальных экономических факторов, считает Удалов.

Он не верит в радужные прогнозы автопроизводителей: «Понятно, что нужно ставить перед собой амбициозные цели, иначе не выиграешь, - говорит Удалов. - Но если сложить все планы автопроизводителей, то прогноз рынка уйдет далеко за 4 миллиона».

Самая главная сделка

Под конец 2012 года обозначился один из самых амбициозных игроков автомобильного рынка РФ - альянс Renault-Nissan, который за счет сделки M&A сразу занял самую крупную долю рынка.

Построенный еще в 70-е годы прошлого века российский автогигант Автоваз, дни которого, казалось, были сочтены еще в 2009 году, выбрался из кризиса благодаря поддержке налогоплательщиков, а под конец года был, наконец, продан альянсу Renault-Nissan.

Renault купила блокирующий пакет Автоваза еще до кризиса в 2008 году, что потом вызвало насмешки бывшего тогда премьером Владимира Путина, заметившего, что Renault «попала», купив блокирующий пакет Автоваза «задорого».

Однако в 2012 году стало очевидно, что у российского рынка бюджетных машин, в отличие от европейского, хорошие перспективы, а Renault-Nissan, покупающая мощности и бренд бывшего монополиста Автоваза, становится на нем самым крупным игроком.

Блокпакет Автоваза обошелся Renault до кризиса в 600 миллионов евро, сейчас постепенная приобретение контроля в российском автопроизводителе до 2014 года будет стоить альянсу еще 570 миллионов евро.

Кроме того, Renault уже заняла часть ниши бюджетных машин, построив завод в Москве и выведя на рынок успешную модель Renault Logan.

Общие инвестиции альянса в российский рынок составили, таким образом, более 2 миллиардов евро ($2,6 миллиарда), включая завод Nissan в Санкт-Петербурге и вложения в новую сборочную линию на Автовазе.

Это немало, однако в результате этих инвестиций Renault-Nissan приобрел долю на рынке, которая уже сейчас составляет 30 процентов, говорит аналитик ВТБ Капитала Владимир Беспалов.

Кроме того, самый известный мировой производитель бюджетных машин Renault вместе с партнерами занял доминирующее положение в сегменте массовых бюджетных авто, у которых в РФ очень хорошие перспективы, говорит Удалов.

По словам главы альянса Карлоса Гона, к 2016 году Renault-Nissan-Автоваз планирует увеличить свою долю в России до 40 процентов.

Ему это вряд ли удастся, считают Удалов и Беспалов, однако 35 процентов рынка альянс себе, скорее всего, обеспечит.

Однако покупкой Автоваза траты альянса на рынок РФ не ограничатся, напоминает Беспалов: для того, чтобы Автоваз, снижающий сейчас объемы продаж, занял достойную нишу, в его развитие нужно вкладывать очень значительные суммы.

Инвестпрограмма Автоваза до 2020 года в размере почти 180 миллиардов рублей (почти $5 миллиардов) предполагает полное обновление модельного ряда и производственных мощностей за счет личных и заемных средств.

Добавьте комментарий
Чтобы комментировать необходимо выполнить

Последние новости