Статьи по автокредитованию

Автокредит, машина в кредит : статьи

Тенденции кредитования покупки авто в будущем году

Автокредиты сегодня достаточно парадоксальный с точки зрения своей привлекательности для финансовых учреждений продукт. Одни игроки заинтересованы активно развивать это направление, другие, напротив, перестали выдавать автомобильные кредиты. Будут ли кредитные учреждения в будущем кредитовать физических лиц на приобретение машин, выясняла Виктория Антонова.

Хотят или нет?

Банкиры в своих мнениях по поводу привлекательности автокредита разделились. «Для Райффазенбанка кредит на покупку автомобиля продолжает оставаться интересным и перспективным направлением, которое не перестает развиваться», - говорит директор сибирского филиала ЗАО «Райффайзенбанк» Андрей Почеснев.

По его словам, сегодня наблюдается повышение интереса к сотрудничеству с финансовыми учреждениями со стороны автопроизводителей и дилеров, активно разрабатываются совместные программы финансирования, позволяющие покупать машины по сниженным процентным ставкам.

Свой взор на сегмент устремили и в Газпромбанке. «На сегодняшний день филиал активно развивает направление автокредита. Это связано и с задачей большей диверсификации кредитного портфеля, и с потребностью рынка в данном продукте. При этом в перспективе она только возрастет, что определяется спецификой новосибирского рынка: в ближайшие несколько лет будет наблюдаться активный процесс замены б/у «праворуких» машин на новые автомобилимобили зарубежного производства экономкласса. В частности, именно данный факт объясняет открытие новых автосалонов таких экономических марок, как Huyndai, KIA, Renault, несколькими дилерами. Для примера: на сегодня марку KIA представляют в Новосибирске три официальных дилера, Huyndai - два официальных дилера, Renault - два официальных дилера», - объясняет интересы финансовой организации начальник отдела финансирования физических лиц новосибирского филиала Газпромбанка Елена Бусова. Кстати, финансовое учреждение активно начал продвигать займы с октября этого года. Привлекательны займы и для Сбербанка России, где также отмечают, что плавный переход сибиряков с правого руля на левый поспособствует востребованности таких займов.

При этом ряд игроков говорит, что рынок слишком рискован, и правила работы местных дилеров ведут к тому, что в сегменте достаточно высокий процент невозвратов. Об этом, в частности, рассказывала директор по розничному бизнесу филиала Альфа-банка в Новосибирске Марина Кокоулина на недавней пресс-конференции. Продукт в финансовом учреждении остался, но скорее «на всякий случай». В финансовом учреждении «Ренессанс Кредитование», который еще в 2011 году значился в топе «самых автокредитных» финансовых учреждений на федеральном уровне, программу по кредитам на авто и вовсе свернули. Эту информацию подтвердили в пресс-службе финансового учреждения в Москве.

Текущая ситуация

Что касается сегодняшней ситуации на рынке автокредита, то банкиры говорят, что в целом она осталась такой же, как в прошлом году. Таким образом, существенного роста в сегменте нет, есть плавное развитие.

Впрочем, это утверждение касается работы универсальных финансовых организаций. Между тем доля на рынке автокредита обслуживающих свои интересы финансовых учреждений с каждым годом растет. Поэтому можно предположить, что и они вносят свой вклад в то, что обычные банкиры не фиксируют роста финансирования автомобилей.

Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко подтверждает, что доля обслуживающих свои интересы финансовых учреждений в 2012 году заметно выросла. «В следующем году мы прогнозируем, что темп прироста на рынке автокредита несколько снизится за счет постепенного охлаждения потребительского финансирования, но останется выше аналогичного показателя по всему страхованию в целом. На наш взгляд, доля обслуживающих свои интересы финансовых учреждений производителей будет иметь тенденцию к росту с целевым значением на уровне развитых стран (около 50%). Сейчас же эта часть в России составляет примерно 25%», - уверяет господин Сороко.

«Безусловно, выход обслуживающих свои интересы финансовых учреждений на рынок практически полностью перекрывает финансирование данной марки другими финансовыми учреждениями, т. к. родные кредитные учреждения имеют возможность предложить заемщикам более привлекательные условия за счет предоставления скидки на машину и выдачи ссуды под более низкие процентные номинальные ставки, но тем не менее полностью охватить рынок им не удастся, поскольку они не обладают теми преимуществами, которые могут предоставить универсальные банки», - настаивает Андрей Почеснев.

При этом те же госбанки отмечают, что пока выигрывают в доле рынка, в том числе у обслуживающих свои интересы финансовых учреждений производителей. «По итогам первого полугодия 2012 года Сбербанк России занимает первое место по объему выданных автокредитов на территории РФ, что свидетельствует о том, что программы с автопроизводителями и инструменты продвижения у универсальных финансовых учреждений интересны для заемщиков, приобретающих авто», - говорит начальник отдела планирования и контроля розничных продаж Сибирского финансового учреждения Сбербанка России Александр Исаков. Однако конкретных цифр в подтверждение своего лидерства в финансовом учреждении не озвучили. При этом Исаков добавляет, что ситуация на рынке позволяет каждому из игроков занимать свою нишу и удовлетворять потребности клиентов.

Что дальше?

В своих прогнозах на будущее автокредита банкиры в основном опираются на развитие дилерского бизнеса. Текущая ситуация в дилерских центрах СФО такова, что мы наблюдаем замедление темпов роста продаж», - рассказывает Почеснев. Из его слов можно совершить вывод: бурного роста автокредита в следующем году скорее всего не будет. «По нашим прогнозам, рост всего рынка продаж новых машин будет в пределах 4—6%, что в свою очередь отразится и на рынке автокредита, динамика развития которого по сравнению с 2012 годом также замедлится. Как будет меняться процентная номинальная ставка, прогнозировать достаточно трудно. Она будет зависеть от внешней и внутренней экономической ситуации. Не исключено, что в начале 2013 года возможна ее корректировка, но значительных изменений не ожидается», - считает Андрей Почеснев.

В Сбербанке не спешат строить прогнозы на предстоящий год. «На наш взгляд, на 2013 год более прозрачная картина о тенденциях рынка сложится в конце декабря текущего - февраля следующего года», - говорит Александр Исаков.

Что касается прогнозов по просрочке, то большинство опрошенных «КС» экспертов полагает, что она будет плавно снижаться, тем более что эта тенденция на рынке уже есть. «Можно констатировать, что с 2010 года доля просроченных автокредитов во всем пуле выходящих на погашение займов постепенно снижается. В ноябре 2010-го этот показатель составлял 12%, тогда как по итогам 11 месяцев текущего года - не превышал 7% (по данным Центробанка РФ)», - отмечает Антон Сороко.

Точка зрения

Марина Гирина, директор филиала ЛОКО-Банка в Новосибирске

— Присутствие обслуживающих свои интересы финансовых учреждений ощутимо, и их число будет расти. Очевидно, что производители будут наращивать продажи через свои кредитные учреждения - это мировая практика. Если взять цифры по Западной Европе, то порядка 50% рынка автокредитов на новые авто контролируется узконаправленными банками.

В Отечественной Федерации универсальные кредитные учреждения на сегодняшний день занимают достаточно сильные позиции и имеют значительный потенциал развития, учитывая, что до перенасыщения этого рынка еще далеко. Основной вопрос - это конкурентоспособность предложений, при этом вопрос ценовой конкуренции не является главным, в конечном итоге это вопрос качественной конкуренции, комфорта взаимоотношения финансового учреждения и заемщика. Клиенты понимают, что кредит на покупку автомобиля - это долгосрочный продукт (в среднем от двух до пяти лет), и в его случае важно обращать внимание не только на выгодную ставку по займу, но и на то, как будет происходить выплата ссуды, насколько удобно это будет делать. Кэптивные кредитные учреждения, как правило, ограничиваются только рабочим местом в салоне дилера и не имеют представительств в городах, районах, что не всегда удобно заемщикам. К тому же зачастую люди берут кредит на покупку автомобиля в том финансовом учреждении, клиентами которого они уже являются: они довольны качеством обслуживания, сервисом и не хотят обращаться в другой финансовое учреждение. Поэтому, делая акцент на развитии трендовых направлений, таких как экспресс-кредитование, финансирование б/у машин и т. д., при этом постоянно повышая качество сервиса, универсальные кредитные учреждения могут столь же успешно существовать наряду с дочерними финансовыми учреждениями автопроизводителей.

Добавьте комментарий
Чтобы комментировать необходимо выполнить

Последние новости