Статьи по автокредитованию

Автокредит, машина в кредит : статьи

Рынок автокредитов не собирается сбрасывать обороты

Активность финансовых учреждений, представляющих автопроизводителей, а также отмена программ государственной поддержки стимулируют развитие конкуренции и дальнейшую либерализацию условий на рынке займов на приобретение машины. В после кризисный период рынок авто финансирования вошёл в стадию активного развития. В 2010 и 2011 годах он демонстрировал поступательный прирост (6 и 16% соответственно), поясняет директор южного филиала ОАО «Меткомбанк» Виктория Надточий. Глава дирекции «Юг» финансового учреждения «Хоум Кредит» Дмитрий Маслов уверен, что рост продолжится и в 2012 году. «Потенциал для восстановления этого сегмента ещё не исчерпан - ведь объёмы авто финансирования не достигли докризисного уровня даже в конце прошлого года, - считает г-н Маслов. - Мы прогнозируем рост от 5 до 10 процентов по отношению к прошлому году, что позволит достичь объёма в 700 миллиардов рублей. Рост авто финансирования мы связываем с продолжающим расти авторынком, который в будущем году может увеличиться на 30 процентов». Оценки Меткомбанка более оптимистичны: там прогнозируют прирост портфеля автокредитов в 2012 году на 13—14%, до уровня 802 млрд рублей.

Потенциал этого роста, по мнению большинства банкиров, заложен в либерализации условий финансирования. Хотя, казалось бы, внешний фон не способствует росту. Во-первых, в 2012 году отменена госпрограмма субсидирования ставок по кредитам на авто, в рамках которой только в 2011 году была выдана треть всех кредитов в стране. Во-вторых, как отмечает главный экономист УК «ФИНАМ Менеджмент» Александр Осин, во 2 полугодии темп роста рынка, возможно, несколько замедлится, потому что номинальные ставки по кредитам на авто могут на несколько десятых процента вырасти по сравнению с нынешним уровнем, реагируя на общее ужесточение финансовыми учреждениями своей автокредитной политики в потребительском сегменте. Кроме того, нужно учитывать ускорение инфляции, действия регуляторов и квазигосударственных финансовых учреждений. Заместитель начальника управления розничного финансирования финансового учреждения «Центр-инвест» Юлия Иванова соглашается, что в 2012 году наблюдается небольшое повышение ставок и ужесточение требований к заёмщикам, однако считает, что рынок продолжит наращивать обороты. И для дальнейшего роста сектора авто финансирования есть довольно сильные стимулы.

Конкуренцию подогрела отмена госпрограмм

Первым таким стимулом, как ни странно, стала та самая отмена госпрограммы субсидирования ставок по кредитам на авто. Казалось бы, отсутствие этого сильнейшего драйвера должно было привести к спаду - этого опасались многие игроки рынка. Ведь программа предоставляла бюджетные средства широкому пулу финансовых учреждений по всей стране, а её популярность постоянно росла: по данным Минпромторга, в 2009 году выдача льготных автокредитов составила 71,6 тысячи, в 2010 году - 165,7 тысячи и 263 тысячи - в прошлом году. «Прекращение действия программы государственного субсидирования, безусловно, отразится на общем спросе на рынке авто кредитования», - прогнозировал в начале года директор филиала «Ростовский» ОТП Банка Алексей Бобкин.

Ожидая спада, кредитные учреждения начали разрабатывать совместно с дилерами высоко конкурентные линейки, которые придали определённое ускорение рынку. Кредитор получает возможность снижать ставку в рамках партнёрства за счёт того, что дилер изначально предоставляет скидку. А самим продавцам авто такое сотрудничество тоже очень выгодно, поскольку даёт возможность регулировать продажи определённых марок и моделей - сегодня уже сложно найти активный розничный финансовое учреждение, у которого в партнёрах не значится какой-либо автодилер. При этом перечень партнёрских марок может быть очень широк - от Lada и ГАЗ до Lexus. Правда, наиболее активно в рамках программ продаются не самые ходовые позиции. «Обычно мы развиваем это направление только чтобы стимулировать сбыт конкретных моделей. Как правило, это модели, имеющие некую нишу и, как следствие, не самые популярные», - делится опытом пресс-секретарь одного из крупнейших южных автодилеров «Ключавто» Ольга Кривонос.

В феврале управляющий краснодарским филиалом финансового учреждения «Возрождение» Ирина Чудинова говорила, что в рамках конкурентной борьбы, возможно, некоторые кредитные учреждения будут оформлять ссуда без начального платежа - и сегодня это уже тренд. Такие ссуды предлагают ВТБ 24, Балтинвестбанк, Алтайэнергобанк, Росбанк, Газпромбанк и другие.

Дмитрий Маслов также отмечает, что в борьбе за заемщика кредитные учреждения стараются предлагать новые интересные продукты. Например, buy-back, то есть ссуда с обратным выкупом машины. Суть предложения в том, что выплата большей части тела ссуды (около 50%) откладывается на заключительный платёж; при этом дилер обязуется выкупить у заемщика машина обратно по зафиксированной в момент подписания договора цене, так что у заемщика появляется возможность полностью погасить кредит.

Начали кредитные учреждения предлагать в связке с автокредитом и так называемые карты помощи на дорогах. Покупая такую карту, заёмщик страхует себя, а заодно и предмет залога, от непредвиденных ситуаций в будущем - например, если внезапно понадобится эвакуация или другая техническая помощь.

«Наиболее востребованы нашими клиентами программы с минимальным пакетом документов, - делится опытом руководитель ростовского филиала Связь-Банка Святослав Кошурников. - В связи с этим финансовое учреждение дополнил существующую линейку автокредитных продуктов для розничных заемщиков программами авто финансирования. Эти программы позволяют претендовать на ссуда, имея с собой только паспорт и водительское удостоверение. При предоставлении дополнительных документов, подтверждающих доход и занятость, номинальная ставка снижается».

«Райффайзенбанк предлагает воспользоваться программой «Автоэкспресс» для новых и б/у машин иностранных марок, кредитное решение по которой принимается в течение двух часов с момента подачи заявки на кредит», - рассказывает директор регионального центра «Южный» ЗАО «Райффайзенбанк» Дмитрий Шахметов. На приобретение нового машины номинальная ставка начинается от 14,5%, на приобретение подержанного машины - от 15,5%.

Юлия Иванова говорит, что «Центр-инвест» планирует нарастить займовый портфель на 20% к концу года - рост будет обеспечен за счёт использования стандартизированных процедур обслуживания заемщиков при сохранении персонифицированных условий предоставления займов. Сегодня финансовое учреждение предоставляет ссуды на покупку новых и б/у машин, покупку коммерческого автотранспорта; номинальные ставки составляют от 10% годовых.

«Говорить о снижении спроса не приходится. Займы берут достаточно охотно, в настоящее время более 40 процентов машин продаётся в ссуду, - комментирует Дмитрий Шахметов. - Население всё больше доверяет финансовым учреждениям, которые, в свою очередь, предлагают выгодные условия и снижают требования к заемщикам. Безусловно, одним из главных инструментов, определяющим привлекательность ссуды, является процентная номинальная ставка. Но динамику ставок прогнозировать достаточно трудно, она будет зависеть от внешней и внутренней экономической ситуации».

В целом банкиры считают, что 2012 год окажется очень спокойным в части роста ставок по кредитам на авто. «Существенных корректировок не будет, разве что стоимость заимствования ресурсов несколько возрастёт, - комментирует управляющий филиалом Абсолют Банка в Краснодаре Владимир Степанский. - Однако розничные услуги менее изменчивы, и стоимость ресурсов оказывает на них более пролонгированное влияние. То есть в течение полугода вряд ли стоит ждать серьёзного роста». Так что, скорее всего, среднерыночная номинальная ставка останется в пределах 13,5 процента в течение всего года.

обслуживающие свои интересы кредитные учреждения разгоняют рынок

Ещё один важный фактор, толкающий рынок авто финансирования вперёд, - это усиление роли профильных финансовых учреждений автопроизводителей и, как следствие, коррекция условий финансирования в универсальных финансовых учреждених. Дело в том, что даже популярные сегодня совместные программы автодилеров и финансовых учреждений решают скорее локальные задачи. «В силу невысокого спроса на сам машина, который предлагают взять в рамках программы, предложение по автокредиту не так уж сильно влияет на долю продаж в сфере авто финансирования. По части совместных программ игроки на рынке авто финансирования сильно уступают предложениям профильных финансовых учреждений, - рассуждает Ольга Кривонос. - Ведь задача последних - не увеличение финансовых результатов финансового учреждения, а повышение продаж конкретного производителя. Если взять цифры по западной Европе, то сейчас около 50 процентов рынка автокредитов на новые авто контролируется профильными финансовыми учреждениями. В России данная цифра составляет приблизительно 25—30 процентов, не более. Мы ожидаем, что у нас ситуация будет развиваться в аналогичном направлении».

обслуживающие свои интересы кредитные учреждения усилились на рынке при поддержке материнских компаний - они просто кредитуют дешевле за счёт спецпредложений, тогда как возможности по дешёвому, избыточному фондированию универсальных финансовых учреждений сократились, добавляет Александр Осин. У «карманных» финансовых учреждений автопроизводителей, напротив, есть доступ к дешёвым деньгам - и они могут предлагать ставку на уровне 6—8 процентов. «В связи с этим универсальные розничные кредитные учреждения не в силах эффективно конкурировать с ними, только снижая номинальные ставки по займам», - говорит г-н Осин. Такую тенденцию отмечают многие игроки. «Остальные кредитные учреждения ищут, каким образом диверсифицировать свои продукты в области авто финансирования и, улучшив операционную модель, захватить большую часть рынка», - комментирует ситуацию Ольга Кривонос.

По мнению Владимира Степанского, выход на рынок новых игроков - профильных финансовых учреждений - безусловно, стал заметным событием для банковской отрасли, однако говорить о том, что они внесут серьёзную корректировку в расстановку сил, он бы не стал. «Во-первых, профильные кредитные учреждения предлагают не самые популярные для России марки машин - всё-таки у нас «тойота», БМВ или «мерседес» не являются народными машинами, - отмечает г-н Степанский. - Между тем активность «карманных» финансовых учреждений именно этих концернов наиболее заметна - появившись в стране в кризисные годы, они достаточно быстро вытеснили универсальные кредитные учреждения из своих ниш: к примеру, порядка 90 процентов машин фирмы «Мерседес-Бенц», приобретаемых в ссуду, реализуется через дочерний финансовое учреждение. Правда, стоит учитывать и недавний выход на российский рынок ещё двух крупных «кэптивок» - «Рено-Ниссан» и «Фольксваген-банка»; это уже более ходовые марки и, вероятно, отечественным «универсалам» придётся уступить их западным конкурентам».

И всё-таки, продолжает Владимир Степанский, стоит понимать, что кредит на покупку автомобиля - это долгосрочный продукт (в среднем от двух до пяти лет), и в его случае важно обращать внимание не только на выгодную ставку по займу, но и на то, как заемщик будет выплачивать этот ссуда. К тому же, зачастую люди берут кредит на покупку автомобиля в том финансовом учреждении, клиентами которого они уже являются, - они довольны качеством обслуживания и сервисом и не хотят обращаться в другой банк.

Таким образом, комплексные предложения универсальных финансовых учреждений смогут уравновесить ситуацию. Делая акцент на развитии трендовых направлений, таких как экспресс-кредитование, предоставление ссуды без начального платежа, финансирование б/у машин и т. д., можно столь же успешно существовать и в нишах, облюбованных также дочерними финансовыми учреждениями автопроизводителей.

Добавьте комментарий
Чтобы комментировать необходимо выполнить

Последние новости