Новости автокредитования

Автокредит, машина в кредит : новости

Откладывается создание единой базы данных по залоговым автомобилям

Законодательная защита финансовых учреждений и граждан от мошенничества с залоговыми автомобилями и иным имуществом откладывается на неопределенный срок. База данных по таким залогам будет создаваться с нуля.

Неожиданное развитие давняя идея о создании единой для России базы данных по залогам движимого имущества - до этого всего купленных в ссуду машин - приобрела по итогам пятничного заседания Госдумы. На нем депутаты приняли поправку к пакету изменений законодательства о нотариате, предусматривающую, что вести этот реестр будет Федеральная нотариальная палата РФ. Другой законопроект, который разрабатывался Минфином, предполагал, что система регистрации залогов движимого имущества будет создана на базе центрального каталога автокредитных историй при Банке России (ЦККИ ЦБ). По сведениям газеты, теперь законопроект Минфина не имеет статуса даже альтернативного.

Эта поправка радикально меняет - в худшую сторону - ожидания участников банковского рынка относительно перспектив и сроков сокращения масштабов мошенничества с проданными в ссуду автомобилями. «Мошеннические схемы с автокредитами можно разделить на два вида. Первый - это реальное мошенничество, при котором в финансовое учреждение представляются документы на получение ссуды без цели последующей оплаты; начальный платеж осуществляется по минимальной ставке, затем предмет залога реализовывается, получается кеш - и мошенник исчезает, - поясняет начальник отдела по возврату просроченной задолженности Райффайзенбанка Владислав Котельников. - Такие ссуды составляют не более 1 процента в портфеле финансовых учреждений. Так называемое софт-мошенничество доходит до 10% портфеля, и суть его состоит в том, что клиент совершает несколько равных платежей и выходит из состава уголовного преступления в гражданско-правовое поле, при этом он также продает машина за полную стоимость». В результате обеих схем потерпевшим может оказаться как финансовое учреждение, так и добросовестный приобретатель машины. Проблема принятой депутатами версии поправок в том, что, в отличие от базы данных по автокредитным историям ЦБ, которая уже несколько лет как создана и обновляется на регулярной основе, базу данных по залогам движимого имущества нотариальной палате только предстоит создать. На это, по мнению экспертов, может уйти несколько лет и, по оценкам Минфина, до 1 миллиарда рублей. Эти опасения подтверждает и текст самого законопроекта. Закрепленная в нем норма о регистрации в единой базе данных залогов движимого имущества вступит в силу не прежде 2014 года.

Кроме того, принятые Госдумой во втором чтении поправки предусматривают, что передача данных об обременении движимого имущества будет платной и при этом добровольной для финансовых учреждений, а не обязательной. Это может свести заинтересованность банкиров к минимуму, тем самым сделав инициативу практически абсолютно бесполезной, говорит гендиректор Национального бюро автокредитных историй Александр Викулин.

По словам замминистра финансов Алексея Саватюгина, полномочия по разработке системы были переданы Минюсту (в его подчинении находится Федеральная нотариальная палата РФ), поскольку «все-таки это не финансовый вопрос, а учетный». «Если эта система будет содержать и другую нотариальную информацию, например сведения о купчих, завещаниях, дарственных, то такая система будет намного интереснее, чем система, содержащая информацию только о залогах», - уверены в Минфине.

Добавьте комментарий
Чтобы комментировать необходимо выполнить

Последние новости